Так исполнилось то, о чём многократно говорил им Господь ещё до Своего Вознесения: что Он пошлёт Утешителя, Духа Истины, Который наставит их «на всякую истину» (Ин. 16:13). И действительно, с этого момента начинается земной путь Церкви — как живого Тела Христова, одушевлённого Духом, хранимого благодатью и живущего ею доныне.
Праздник Пятидесятницы — это не только воспоминание о великом событии в Иерусалиме, но и откровение самой сущности христианской веры. Именно в этот день человечеству во всей полноте открывается тайна Пресвятой Троицы: Бог — не просто безличный Творец, но Отец, Сын и Святой Дух — три Лица, единый Бог. Эта истина — сердце нашего вероисповедания, и вместе с тем — великая и непостижимая тайна, перед которой отступает ум, а сердце склоняется в благоговении.
Епископ Солнечногорский Алексий, наместник Свято-Данилова монастыря, пишет, что тайна Троицы дана нам для поклонения и созерцания, а не для рассуждения и объяснения. Подобно тому, как невозможно вместить безбрежное море в пригоршню песка, невозможно уместить в рамки рассудка полноту Божественной жизни. Об этом с особенной ясностью говорит предание о блаженном Августине. Он пытался постичь эту тайну, размышляя о Боге, и однажды увидел мальчика на берегу моря. Тот выкопал ямку и пытался вычерпать туда морскую воду. Когда Августин сказал, что это невозможно, мальчик ответил: «Так же невозможно и тебе постичь тайну Троицы».
Тем не менее, благодать Божия дарует человеку духовное приближение к этой тайне. Святой равноапостольный Кирилл, учитель Словенский, объяснял язычникам, что Бог-Троица — это не три отдельных божества, как им казалось, а один Бог в трёх Лицах. И приводил простой, но глубокий образ: солнце — одно, но в нём три свойства — круг, сияние и теплота. Круг — это Отец, не имеющий ни начала, ни конца; сияние — Сын, просвещающий всё творение; теплота — Дух Святой, оживляющий, утешающий и согревающий души. Так, и не разделяясь, и не сливаясь, Троица едина.
Тайна Троицы может становиться зримой и в духовной жизни каждого верующего. В скорбях и тревогах мы ощущаем присутствие Отца — Того, Кто ждёт и прощает, как в притче о блудном сыне. В образе Христа мы узнаём Божию любовь, ставшую зримой. «Я и Отец — одно», — говорит Господь (Ин. 10:30), и: «Видевший Меня, видел Отца» (Ин. 14:9). А познав Христа, человек непременно начинает чувствовать и Духа Святого — тихого Утешителя, Который укрепляет, наставляет, вразумляет, вдохновляет на молитву, ведёт ко спасению.
Святитель Григорий Богослов писал:
«Когда я говорю об Отце, я тотчас начинаю думать о Сыне, и мысль моя одновременно устремляется к Духу Святому».
В день Святой Пятидесятницы произошло нечто действительно великое. Апостолы вместе с Божией Матерью находились в горнице (то есть в верхней комнате) в Иерусалиме, где обычно собирались для молитвы. Это было то же место, где раньше совершилась Тайная вечеря. Вдруг раздался шум с неба, как от несущегося сильного ветра, и он наполнил весь дом. Тогда на каждом из собравшихся явились как бы огненные языки, которые почили на каждом из них. В этот момент апостолы исполнились Святого Духа, как и было обещано Господом. Они начали говорить на разных языках — так, что их понимали люди из самых разных стран и народов, собравшиеся в Иерусалиме на праздник.
Это было знамение сошествия Святого Духа — Того самого Утешителя, о Котором Христос говорил:
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16:13)
С этого момента началась земная история Церкви Христовой. Апостолы, прежде скрывавшиеся из страха, стали смело проповедовать Христа. В этот же день крестилось около трёх тысяч человек. Так Церковь не только родилась, но сразу начала жить и расти в благодати.
Праздник Святой Троицы — это возможность снова и снова соприкоснуться с вечной правдой о Боге и о нас самих. Бог не где-то далеко — Он здесь, рядом, ближе, чем дыхание. И если наше сердце откроется, то в нём засияет свет — от Отца, через Сына, в Духе Святом.
Пусть в этот светлый день Святая Троица утешит вас, укрепит, вдохновит к молитве и доброделанию. Пусть ваши дома и сердца станут живым храмом Божиим. И пусть в каждый день нашей жизни остаётся память о том, что мы рождены не для тьмы, но для света, не для одиночества, но для общения с Богом — Троичным и Единым.