Сегодня мы благодарим Бога за их труды и молимся, чтобы по их молитвам Господь укрепил нас в вере и оградил от всякого духовного заблуждения.
Соборы проводились в ответ на возникавшие в народе и церковной среде ереси. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не страх перед еретиками, но любовь к истине собирает Соборы».
1️⃣ Первый Вселенский Собор (Никейский, 325 г.) Осудил ересь Ария, который отрицал Божество Сына Божия. Был составлен Никейский Символ веры — основа нашего вероисповедания.
2️⃣ Второй Вселенский Собор (Константинопольский, 381 г.)
Утвердил учение о Святом Духе как третьем Лице Святой Троицы. Символ веры был дополнен.
3️⃣ Третий Вселенский Собор (Эфесский, 431 г.)
Осудил ересь Нестория, который называл Пресвятую Богородицу не Богородицей, а Христородицей. Церковь утвердила: Мария — истинная Богородица.
4️⃣ Четвёртый Вселенский Собор (Халкидонский, 451 г.)
Подтвердил истину о двух природах во Христе — Божественной и человеческой — «неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно».
5️⃣ Пятый Вселенский Собор (Константинопольский, 553 г.)
Укрепил решения предыдущих соборов и осудил ряд новых лжеучений, угрожавших догмату Боговоплощения.
6️⃣ Шестой Вселенский Собор (Константинопольский, 680–681 гг.)
Опроверг ересь монофелитов, утверждавших, что у Христа была только одна воля. Собор подтвердил: во Христе — две воли, Божественная и человеческая.
7️⃣ Седьмой Вселенский Собор (Никейский, 787 г.)
Утвердил почитание святых икон как исповедание истинности Боговоплощения. Было осуждено иконоборчество и утверждено православное учение об иконах.
Было провозглашено: «...мы относим честь не к веществу и краскам; но, при виде изображения, мысленно возносимся к первообразу и к нему относим должную честь... Хотя бы честные иконы были делом и неискусной кисти, их следует почитать ради первообраза».
❓Что такое «иконоборчество»?
Иконоборчество — это ересь, которая отвергала почитание икон в христианской Церкви и утверждала, что изображения Христа, Богородицы и святых являются нарушением заповеди Божией «не сотвори себе кумира».
Православная Церковь ясно различает почитание икон и идолопоклонство. Мы не поклоняемся дереву или краскам, а почитаем первообраз, то есть Того, Кто изображён.
Святой Иоанн Дамаскин, великий защитник икон, писал:
«Честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу».
Он объяснял, что раз Бог стал человеком — вочеловечился во Христе, — значит, Его можно изображать, потому что Он Сам показал нам Свой образ.
❓ Почему Вселенских Соборов было семь, а не больше?
Догматы веры уже полностью и ясно выражены на первых семи соборах. Всё, что нужно для спасения, Церковь уже исповедала.